Электромобиль с американского аукциона. Подобрать, купить, восстановить…
Электромобиль мне хотелось всегда. Еще до того как они начали массово появляться на западе и в Японии. Я читал, смотрел обзоры про экспериментальные разработки, потом смотрел отзывы и отчеты владельцев первых электромобилей. Мое желание иметь электромобиль, кроме как любопытством, к технике я не объясню. Так было всегда, мне хочется идти в ногу с новаторами чего бы это не касалось. Еще в начале девяностых я был пионером в нашей стране с дизелем в легковом автомобиле, позже был одним из первых со скутером, еще позже со спортивным мотоциклом, тоже привез его из Америки. Потом был одним из первопроходцев с электроскутером. И логично, что с момента появления первых массовых электромобилей, я перестал мечтать, я стал планировать, следить за тенденциями, ценами. И вот год назад я всё еще следил за ценами и не собирался покупать электромобиль. Но вдруг ситуация резко изменилась, сошлось несколько факторов, которые сделали электромобили как у нас, так и за границей более доступными.
Особенно
интересно на автомобильном рынке сложилась ситуация ближе к лету 2020 года. В
Америке, из-за пандемии, припали цены, а у нас, так удачно сложилось, для
электромобилей обнулили таможенные пошлины и отменили НДС. Всё больше компаний
в РБ начали предлагать помощь в подборе электромобилей на аукционах в США по
фантастическим итоговым ценам в РБ. Речь шла о 6500 долларов за Nissan Leaf уже в Минске с доставкой
и таможенной очисткой, некоторые компании писали, что в эту сумму входит еще и
ремонт. То есть в конце весны у меня появилась уникальная возможность
практически без доплаты обменять наш семейный Toyota Auris на Nissan Leaf первого
поколения 2011-2012 года выпуска. Nissan Leaf после 2013 года выпуска был бы предпочтительней, он модернизирован:
при той же емкости батареи, 24 кВт мог проехать на одном заряде на 20-
Итак,
с автомобилем определись. Я продал Toyota и обратился в одну из компаний по подбору автомобилей на
американских аукционах. Ну и сам параллельно смотрел Leaf на этих же аукционах, находил
неплохие лоты, которые должны были торговаться в ближайшее время и ждал, что
компания начнёт предлагать мне эти и другие варианты. Но проходит неделя, со
стороны компании - тишина, при чём полная, ни одной даже смс в мессенджер. Я
звоню, спрашиваю в чём проблема, они мне говорят, что Nissan Leaf за 6500 это плохая идея.
Напомню идея не моя, это было их предложение. Менеджер продолжает, за 6500
сложно будет что-то найти что-то стоящие, поэтому нужно расширять бюджет, и тогда
они найдут нужный мне лот быстрее, а машина во всех отношениях будет лучше. Я
конечно недоволен, с расширением бюджета уже не получится просто поменять Auris на Leaf, а хотелось сделать именно так. Каждый
год в стране экономическая ситуация все более напряженная, свободных денег
остается всё меньше, всё быстрее «тает» ранее накопленное. Но ничего не
поделаешь, Toyota продана, пути назад нет, расширяю бюджет. Смотрю на аукционах
Leaf уже подороже,
лотов стало гораздо больше, и как мне кажется, за какие-то варианты можно было
не только торговаться, но и выиграть. Вижу по каким ценам уходят хорошие лоты и
не понимаю почему мне не пишут из компании и не предлагают бороться за лоты.
Снова задаю им вопрос, на что мне говорят, что и 7500$ это тоже очень и очень
мало для Nissan Leaf.
Как мало, вы же говорили 6500$ под ключ в Минске, даже с ремонтом? Да, говорили,
но ситуация на рынке непредсказуемо меняется, и давайте лучше посмотрим в эти
деньги например Chevrolet Spark EV.
Блин, Spark машина интересная, «гонка»! Разгон до
Регистрируюсь на аукционе начинаю торговаться, всё сложно, но я втягиваюсь, несколько раз в последний момент мои ставки за достойные машины по хорошей цене перебивают. Ставки перебивают опытные торговцы из России, Украины, менеджеры из других стран куда тогда активно «тянули» электромобили. Не отчаиваюсь, продолжаю поиски и параллельно ищу компанию, которая доставит автомобиль из Америки в Минск. В итоге выхожу на компанию, где мне предлагают не только помощь в доставке, но и подобрать автомобиль по моим критериям в мои деньги, убеждают меня, что это будет даже несложно. Без договора менеджер присылает мне несколько вариантов за которые можно торговаться уже прямо сегодня. Показывает несколько уже оплаченных машин, которые они купили и машины сейчас в пути. Цены приемлемые, состояние машин хорошее. Немного подумав и без особого энтузиазма из-за прошлого печального опыта всё-таки подписываю договор. Эти две компании оказались, как два разных мира. Менеджер второй шлет мне по несколько вариантов в день, даёт короткие комментарии по непонятным, странным лотам. Ни разу не просит расширить бюджет или изменить критерий поиска. Шлёт только те варианты, которые подходят мне. Прошло всего чуть больше недели, когда в итоге он присылает мне несколько лотов, в их числе две машины, которые не на ходу. Раньше все машины не на ходу я пропускал, а он вот прислал предложение. Одна из них в очень хорошей комплектации SL, пробег для электромобиля большой, но батарея с емкостью в пределах 72-78 процентов и в целом очень хорошее состояние машины. По фото видно, что был небольшой удар в правое переднее крыло, пострадало только оно и бампер, зацепили скорее всего, когда машина стояла на парковке, «подушки» и остальная безопасность на месте, исправны. Для того чтобы оценить внутренние повреждения, на аукционе машину разобрали и все запчасти сложили внутрь, болтики также положили в пакетике в багажник. Подборщик говорит, раз машина не на ходу, то итоговая цена будет невысокой, конкурентов будет меньше, но брать или не брать принимать решение мне. Смотрю фотографии аукциона, панель приборов включается, горит символ, что машина готова к движению, ошибка горит только по свету. Но горит она из-за того, что снята фара, больше ошибок нет. Год выпуска 2013 - это именно тот модернизированный вариант, на который я даже не рассчитывал, здесь новый зарядный блок и выше запас хода. В итоге я понадеялся, что проблема в машине, из-за которой она не едет механическая, и я сам справлюсь с ее устранением. Думал тогда, что возможно, в момент удара произошло что-то с колесом или ШРУСом, суппортом. Принимаю решение рискнуть, говорю, что готов торговаться. Через несколько часов, менеджер присылает сообщение, что лот мы выиграли. На следующий день в банке оплачиваю покупку, перевожу деньги за машину, оплачиваю аукционный сбор и доставку до Минска. И таким образом получаю первый промежуточный финансовый отчет (для удобства, так как платил в банке в долларах все платежи тоже переведу в доллары):
- За подбор авто по актуальному курсу на момент подписания договора я заплатил 250 долларов.
- Стоимость электромобиля на аукционе - 3650 долларов.
- Аукционный сбор, доставка в порт Лос-Анжелеса, далее в порт Клайпеды и оттуда в Минск стоили 2323 доллара.
- В Минске при всем том, что отменена расстаможка и НДС мне пришлось заплатить утилизационный сбор и таможенные услуги и по актуальному курсу это составило 475 доллара.
Итого все расходы за подбор, приобретение, доставку и таможенную очистку составили 6698 долларов.
Кстати, заметил интересный момент связанный с таможенной очисткой. В 2010 году я ввозил Фольксваген Гольф с мотором 1400 кубических сантиметров и на погранпереходе в Бресте заплатил, насколько я сейчас помню примерно 500 евро. Сегодня за автомобиль ввезенный из-за границы, который по сути освобожден от таможенных платежей и НДС я заплатил 475 долларов. То есть, как ни крути со всеми льготами и обнулениями, но плюс-минус 500 долларов за каждый ввезенный авто как было, так и осталось. Или даже добавилось, если везти автомобиль из РФ ведь тоже нужно платить утилизационный сбор, а в 2010 не нужно было.
Отдельно хотелось бы отметить работу компании по подбору автомобилей, которая помогла мне выиграть лот. С самого начала, менеджер, а он насколько я понял и директор в одном лице, ведет ваше, скажем так, дело, максимально профессионально, прозрачно и качественно. Я не встречал раньше такой сервис в Беларуси. Менеджер продемонстрировал абсолютно западный подход в лучшем его проявлении. Человек купирует все возможные проблемы и на всех ключевых этапах проговаривает и обращает внимание на важные моменты при такого рода сделках. Подборщик как будто бы предугадывает вопросы и упреждает их. Диалог в какой то момент напомнил мне сценку из фильма «Брильянтовая рука».
- А если?
- Не надо…
- Тогда может быть?
- Не стоит…
- А…
- А вот это давайте попробуем.
На каждом этапе: подбор, покупка, оплата, доставка сопровождалась нужными своевременными консультациями, при этом, как я говорил выше, человек ни разу не отошел от критериев поиска и ни разу не предложил расширить бюджет. После того как машину доставили и растаможили, в компании мне любезно, бесплатно предложили эвакуатор от таможни до мастерской или дома, а также предложили адрес их партнерской мастерской, где, я уверен, качественно могли бы отремонтировать мой автомобиль. Кстати, от эвакуатора можно было бы отказаться, потому что прямо на таможне я нашел и устранил причину, по которой мой Leaf был признан в Америке автомобилем не на ходу. Неисправность была простой и с ней по сути справился бы любой начинающий автоэлектрик. Дело было в том, что перед тем как разобрать поврежденную часть автомобиля, мастера в Америке должны были снять напряжение с высоковольтной батареи. Напряжение снимается за счет демонтажа предохранительного устройства, которое установлено на тоннеле у ног задних пассажиров. Это устройство немного специфически фиксируется. При беглом осмотре не понятно, как по сложной траектории оно должно выезжать на салазках вверх. И вот неаккуратно извлекая его, рабочие сломали эти салазки, назад это устройство уже не вставилось, а даже если бы вставилось не зафиксировалось бы. Может они и не пытались его вставить обратно, но в любом случае совершенно по-джентельменски признали автомобиль, как не на ходу. Наши перекупы, к которым ты приезжаешь через пол страны в таких случаях обычно говорят: «машина на ходу, только не едет». Сколько у меня было таких объявлений за 30 лет уже и не вспомнишь. Я ведь всегда ищу интересные или правильней сказать, сказочные предложения. И когда при перекупах ты разберешься с проблемой и ремонтируешь этот их автомобиль на месте, для того чтобы убедится что проблема именно в этой мелочи, а не в чём-нибудь более серьезном. Цена на отремонтированную машину сразу может взлететь вдвое, ну или в любом случае мне ни один такой автомобиль не продали…
Прямо
на таможне, я понял принцип работы этого устройства, и отогнув салазки
установил предохранительный элемент на место, машина поехала. Позже я
восстановил эти салазки, и сейчас предохранительный элемент установлен, как
положено. И проблема была именно в этом, потому что после установки фары,
ошибок на панели и в электронных блоках машины не обнаружено, я прошел
техосмотр, проехал уже
Но вернемся к кузовному ремонту. Изначально я хотел воспользоваться услугами партнерской мастерской по рекомендации подборщика. И именно туда привез мою машину эвакуатор от помощи, которого я не отказался раз он уже приехал. Мастер на приемке осмотрел повреждения, сказал, что крыло нужно менять, если все запчасти будут в наличии, с учетом очереди ремонт займет 3-4 недели. Меня это несколько подрасстроило, ввиду того, что я потерял месяц на поиски машины, а потом два с половиной месяца ждал автомобиль с западного побережья США, кстати, с восточного побережья автомобили приходят быстрее. В итоге, со дня продажи Toyota прошло уже больше трёх месяцев, подходит время детям идти в школу и в пригороде без второго автомобиля нам бы пришлось тяжело, работа в городе, спорт и внешкольные занятия там же. Поэтому я подумал, что в своей деревне я сделаю ремонт быстрее, мастерских у нас хватает, и я отправился домой. Но как позже выяснилось уже в своем районе, что не так то просто найти хорошего кузовщика. Те кто помоложе уехали. К тем кто остался большая очередь, перед ремонтом нужно ждать 2-3 недели, потом ещё ремонт пару недель. Чтобы не ждать минимум месяц возникла даже мысль самому этим заняться: купить крыло, спаять бампер, собрать и покрасить, опыта у меня в этом деле немного, получилось бы не идеально… Это в принципе меня и останавливало, хотелось сделать хорошо. Я продолжал поиски и в итоге нашёл мастерскую, в которой работают приезжие к нам с южных республик парни. Работают в тех же мастерских, где работали до этого наши кузовщики. Парни создавали хорошее впечатление: работают официально, поток машин у них хороший, иногда проскакивают дорогие машины. Цену мастер назвал среднюю по рынку, но самое главное он сказал, что на ремонт уйдет максимум неделя, крыло покупать не нужно, восстановят родное, все остальные детали, мы вместе посмотрели в багажнике, они все есть и они хорошие.
- День-два крыло потяну, день-два выведу плоскость, еще день на покраску, брат. Сегодня суббота, в следующую субботу заберешь, по-братски тебе сделаю. – Совершенно искренне, смотря мне в глаза, уверенно сказал человек напомнивший мне и внешне, и манерами дядю Рафика из моего советского детства, который в такой же робе с закатанными рукавами клетчатой рубашки за вечер в гаражах с шутками, прибаутками перебирал мотор Жигулей или Волги.
Кузовщика этого визуально я знал относительно давно, не скажу, что хорошо знаком. Часто хожу с собакой по соседним селам и часто прохожу по улице с его мастерской, и мы уже давно с ним здороваемся кивком головы. В какой-то момент я даже подумал, что вся эта история с поиском мастерской просто СКАЗКА.
Ну что же, мы подписали бумаги, я оставил машину, время пошло. Кстати про время. Хорошо я прописал сроки и неустойку за просрочку. На следующий день через щель в заборе, я увидел, что он зачистил небольшую царапину на двери. Еще через пару дней я увидел, что машина исчезла со двора и потом пару раз я видел ее в раскрытых воротах мастерской. Прошла неделя, звоню.
- Делаю брат, крыло шпатлюю, сутки сушу, снова шпатлюю. Чтобы было аФФФигеННо бРРРат! Нужно подождать немного по-братски, прошу, помню про неустойку, но по-братски пойми, сделать аФФФигенно хочу. В следующую субботу отдам, брат.
Блин, все таки это была не сказка, но ничего не поделаешь, придется ждать. Ладно, пусть две недели, думаю я, но если планирует делать аФФФигеННо, пусть делает. Прошла еще неделя, звонит мастер говорит не хватает брызговика. Говорю, как не хватает, все лежало в багажнике, мы ведь вместе смотрели, посмотри еще раз. Нет, говорит, нету, сто раз смотрел. Говорит, покупай универсальные брызговики я поменяю оба чтобы одинаковые были и покрашу в цвет кузова. Еду на рынок, покупаю, приезжаю, захожу во двор машина стоит всё еще без крыла и бампера, бампер лежит на стеллаже еще даже не запаянный. Выказываю свое недовольство, говорю время для меня важно отдал тебе только потому что ты обещал сделать за неделю, злюсь. Третья неделя пошла мы с женой в две руки на разрыв «режим» Matiz, добавляем поездки карширингом, уже серьезно думаем над подменной или прокатной машиной. Говорю ему раз обманул со сроками, давай мне свою машину. Он стоит, улыбается так же особенно как дядя Рафик из моего советского детства. Говорит, что сам на подмене ездит, ну и дальше что-то там про арбузы, которые сейчас привезли и у кольцевой продают. Дальше про погоду что-то, ну и в конце уже снисходительно.
- Ну что ты злой такой, бРРРат? Всё же хорошо идёт если бы не брызговик, то сегодня бы уже отдал, брат. Мне осталось собрать и покрасить, делаю очень хорошо, поэтому медленно, чтобы аФФФигеННо было, брат. И снова, - добавляет, - в субботу отдам, брат.
Ладно, примеряю брызговики, и они совсем не такие как родные. Еду на рынок меняю на более подходящие по радиусу крыла, они лучше смотрятся, но тоже не то. Менять их больше не на что, а бэушных брызговиков на разборках сейчас нет. Открываю багажник, чтобы их туда положить и вижу там родной брызговик. Нет слов, брат. Как так то, как ты сто раз смотрел и куда? Негодую я. Улыбается, говорит, что осень в этом году хорошая.
Машина
не собрана и понятно, что и в следующую субботу он мне её не отдаст. На следующей
неделе вижу её уже собранную и загрунтованную осталось покрасить. На очередную
претензию он изменил риторику и начал говорить, что не в субботу, а уже завтра отдаст.
Еще неделю он говорил мне про завтра, и в итоге всё таки в субботу, ровно через
четыре недели, он пригласил меня забрать машину. Я пришел и действительно аФФФигел!
Машину сделали максимально плохо! Всё где можно было накосячить при покраске,
они накосячили, что можно было сделать плохо, сделали максимально плохо! Под
краской видна шпаклевка, видны поры в шпаклевке, закрашены резинки, краска
смотрится с 3Д эффектом: потекшее серебро создает эффект ребра там где его нет,
в нескольких местах есть потеки. Местами невооруженным глазом видно, что где-то
не перекрыта старая краска, то что не совсем попали в цвет я уже не говорю, это
меньше из зол. Красили три элемента, и все три они отличаются цветом. Когда
зачищали наждачной бумагой крыло, поцарапали стойку лобового стекла, когда
зачищали переднюю дверь, задели наждачной бумагой и заднюю дверь. Собрали
криво, зазоров нет ни по одному установленному ими элементу. По капоту и
бамперу зазора нет буквально, капот просто лег на бампер и чтобы открыть лючок
зарядки нужно сразу открыть капот, фара шатается и закреплена всего на две
точки из пяти. Там где были вкручены болты
Вопрос. Как так? Он просто не понял. Что не так? Он искренне рад как ему кажется своему успеху, судя по всему - это его лучшая «поделка». И он также искренне расстроен тем, что я выражаю недовольство. Сначала я подумал, что он так «отдохнул» на моей машине, смотрю рядом трёхлетний BMW. Ужас! Даже начинаю переживать за него, ведь человек который, приедет за BMW возможно не такой сдержанный от природы как я. Как бы чего не вышло... Переживаю я уже за мастера больше чем за свой плохо сделанный Nissan. Далее смотрю на уже готовый Ситроене ХМ мебельные саморезы и болты на бампере даже не закрашены, просто вкручены поверх новой краски. В моем случае хоть покрасили те саморезы, которые видны снаружи. В какой-то момент я понимаю, что он, этот мастер просто из другого мира, и для нас обоих даже слово «нормально» максимально далеко друг от друга в моем и в его понимании. Кроме того в его лексиконе нет таких слов, как, заводское состояние, идеально.
- Нормально, брат! Посмотри отсюда брат! Красиво, брат! Да? Ай, красава!!! – Ходит он в присядку вокруг машины и готов обнять её. - А отсюда смотри, если не подходить близко, брат, то как настоящая! Правда? Честно тебе скажу, брат, у меня лучше только «буханка» (УАЗ) получалась, ещё там, дома, кивает он головой на юг.
Кстати через пару недель после того как я забрал машину мастерская прекратила работу, вот и думай куда пропал этот мастер, домой уехал или не сложилось у них что-то с клиентами.
Одним словом, хорошо, что оговорили неустойку, но при всем том, что ремонт мне обошелся меньше, чем я планировал, я разочарован. Нужно было доверять своей интуиции и делать самому, сделал бы я много лучше, и покрасил бы, наверное, не хуже. При этом ездил бы уже три недели, а не ждал бы каждый день, что завтра мне вернут машину из ремонта. В итоге дома мне пришлось разобрать весь перед и переделать, закрепить фару, выставить зазоры, купить пластиковые защелки, перерезать резьбу, заменить саморезы. В этой мастерской я не просто потратил время, если разобраться, то просто нанес себе ущерб, скажем так, заплатил за временное решение проблемы. Непонятно через какое время последствия такого ремонта проявятся.
Ну и вот после этого ремонта, ситуация в стране в очередной раз пугает, все сложнее находить квалифицированных специалистов, к тем кто еще достойно работает огромные очереди, остальные уезжают. Уезжают все: инженеры, слесари, водители, врачи, учителя… Скоро все придется делать самому, какой бы сферы не коснуться все чаще вместо - «Сделаем», слышишь – «без гарантии можем попробовать».
Очередным печальным подтверждением тому была попытка отдать на переделку сетевой адаптер для электромобиля. Сам блок зарядки установлен в автомобиле, а внешний сетевой адаптер нужно адаптировать со 120 американских до наших 220 вольт. И это знаете как в шутке Николая Фоменко: когда я получил водительские права, я стал осторожнее переходить дорогу. Так и у меня сейчас, когда я тесно поработал с одной мастерской и увидел всю эту кухню изнутри, ну и после таких кузовных ремонтов, я всё более взвешено подхожу к выбору мастерских или даже наверное перестану обращаться в мастерские совсем. Если бытовая техника или какое-то механическое устройство перестанет работать, будь-то стиралка ну или КПП от автомобиля, что угодно. Если с ремонтом сам справиться не смогу, я предпочту отдать неисправную вещь по остаточной стоимости кому-то через барахолку на запчасти или утилизировать, а взамен купить новое устройство или технику. Наверное это лучше чем приглашать мастера без последующей гарантии попробовать отремонтировать. Ну и стоимость ремонта порой удивляет, из последнего за ремонт десятилетнего телевизора у моего товарища просили 2/3 стоимости нового более продвинутого телевизора. Смысл в таком ремонте?
Так и с сетевым адаптером. Досконально изучив украинский опыт, а там электромобилизация опережает нас на пару лет. Я выяснил, что конкретно нужно в нем делать: если речь идет о Leaf после 2013 года выпуска, тогда в адаптере нужно менять вилку и три детали. Ситуация осложняется тем, что плата в адаптере залита компаундам, и детали по «колено» погружены в этот компаунд. Начинаю обзванивать компании, которые готовы были бы помочь с переделкой адаптера. Год назад цена вопроса была от 100 и достигала 250 рублей. Это при том, что за 370 рублей можно было купить уже новое устройство, рассчитанное на нашу сеть. Но дальше больше, на украинских форумах пишут, что некоторые компании часто просто меняют вилку, не перепаивая детали внутри блока. И да, такой адаптер, если он после 2013 г/в может достаточно долго проработать: у кого то он работает месяц, у кого год, но у всех рано или поздно сгорает электролит, а у кого-то взрываются варисторы, рассчитанные на американские 120 вольт. Поэтому, обзванивая компании, я спрашивал, как конкретно они переделывают сетевой адаптер, что меняют кроме вилки. Чаще всего мне говорили: - «что надо то и меняем». В одной мастерской, честно сказали, что варисторы они выкусывают и новые не впаивают, что адаптер может работать и без них. В следующей мастерской, мастер меня совершенно серьезно спросил: «что такое варисторы, где они там стоят, как выглядят?» Надеюсь он таким образом «троллил» надоедливого клиента, который не хочет просто так отдавать 250 рублей, иначе ситуация на рынке услуг действительно пугает. Именно после этого разговора, я поехал на радиомаркет купил вилку, нужные три детали и перепаял их сам. Цена вопроса 2 доллара.
Всё,
кузовной ремонт сделан, сетевой адаптер переделан, машина поставлена на учёт,
пройден техосмотр, началась эксплуатация. Можно подвести итог: Leaf с американского аукциона
2013 года с пробегом
Перед покупкой электромобиля меня пугали буквально все, а некоторые даже отговаривали, приводя какие то выдуманные аргументы, которые почти за год эксплуатации не подтвердились. Сейчас говорят, что как бы да, все хорошо и классно сегодня с твоим этим электромобилем, но скоро «умрет» батарея, тогда и посмотрим… Я лишь могу сказать, что прогресс идет вперед, не учитывая мнение тех кто его не принимает. Вы либо идете в ногу с прогрессом, либо догоняете его, либо он проходит мимо Вас. К слову про дизельный автомобиль, в девяностые мне тоже было озвучено много пугающих историй. И про японские мотоциклы, про электрогибриды в середине двухтысячных говорили, что и не отремонтируют их у нас, если что, и не продашь потом никому, но сегодня и дизеля ездят, и гибриды, и мотоциклы. Поэтому посмотрим...
Всем Удачи и Хорошего настроения!
Автор: Василий Мартысевич.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.