воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Дэу Нексия, что выгоднее - продать машину целиком или разобрать.

Написал о том как разобрал свою Дэу Нексия на запчасти. Статья опубликована на abw.by (нажимайте ссылку), но там она серьезно "порезана". Полная версия ниже.



            ТРИЛОГИЯ «АВТОБОЛЬ». ЧАСТЬ 1. РЕКВИЕМ ПО NEXIA.
            Зарплаты в сельской местности далеки до среднестатистических по стране. И пока столица обсуждает новые Жигули, Джили, дорогие иномарки и финансовые инструменты на их покупку, мы, жители сёл и малозаселённых районов, пока не можем включиться в это обсуждение. Мечты наши менее прозаичны: нам бы дороги получше, чтобы по ним, хотя бы в течение одного-двух дней после снегопада, проходил грейдер, машины нам бы недорогие, понадежнее и с большим клиренсом, ну и сервис качественнее и доступнее. В плане сервиса сегодня мы больше рассчитываем на себя, чем на СТО, а в последнее время многие уже просто докатывают что есть.


            Daewoo Nexia я купил случайно. Искал что-то в хорошем состоянии, недорогое в районе 3000 долларов, но найти достойную машину долго не удавалось. Нужна была недорогая машину, потому что моя потребность в передвижении на автомобиле свелась к минимальным к 3-7 тысячам километрам в год. Жил бы я в городе, наверное, не имел бы собственного автомобиля, пользовался бы общественным транспортом, такси, а если бы собрался куда-то далеко, то воспользовался бы прокатом. В автомобиле я провожу примерно 10-15 минут в день и при этом пользуюсь автомобилем не каждый день. В летний период моя машина простаивает месяцами.
            На автомобиле езжу так мало, потому что в основном работаю дома, и честно, не понимаю некоторых своих знакомых, которые тратят на дорогу на работу каждый день час и более времени. Я не нахожу этому объяснения, может быть это такая драйв медитация до и после работы, а может что-то другое? Человек выезжает в 6 утра, на обратной дороге заезжает по делам или в магазин, если не повёзет, ещё и в пробке постоит... Так весь день вне дома и проходит. Пришёл вечером домой, а уже, как говорится, пора чистить зубы и спать, а завтра снова в шесть утра подъем и на МКАД в пробку «толкаться». Тратить на дорогу два часа жизни в день, по пять дней в неделю, 40 часов в месяц это выше моего понимания.
            Так происходит с моим соседом, иногда мы говорим об этом. Он жалуется и мне искренне жаль его, он действительно устает, потому что тратит в целом на работу с дорогой по 13-14 часов в день. Поэтому я предлагал ему, как мне кажется, логичные вещи: это либо сменить работу, потому что не разумно ездить из района г.п. Фаниполь в Зеленый Луг работать рабочим кухни. Логичнее рассмотреть подобные вакансии в западных районах Минска, ну или если это невозможно, тогда хотя бы заменить карбюраторный Опель Омега на что-то менее «прожорливое», потому что дорога обходится дорого. Опель, если не ломается, наверное, только бензином «съедает» половину его зарплаты. Я предполагаю, что если перестать ездить на Омеге каждый день по 80 километров, то на сэкономленные на топливе и обслуживании деньги можно было бы снять квартиру в Зеленом Луге и ходить на работу пешком, тем более человек он одинокий развелся с женой, живёт с мамой. А убрав Омегу с дорог, развиваю я свою мысль, он бы тем самым разгрузил бы трафик в Минском районе и экологию бы сберёг для потомков. Два часа жизни в день, которые он проводит в дороге на работу и обратно можно было бы потратить на что-то другое, на тот же диван и коменты в автобизнес.бел...
            Обычно такие разговоры заканчиваются эмоциональными перепалками. Мол и работу не так просто поменять, и машину продать сложно, а купить что-то достойное за небольшие деньги совсем невозможно. Про снять квартиру даже не комментирует, просто злится и ругается, как будто я ему предлагаю в другую страну переехать или даже на другую планету отправляю.
            - Если это так просто, все бы такие умные как ты купили бы экономичные машины, устроились бы на работы в шаговой доступности и всё такое… И наступил бы «дзен». МКАД перестал бы гудеть от проносящихся машин. Ты вот вместо того чтобы тут рассказывать как надо, ты попробуй сначала, найди работу рядом с домом, продай Омегу или подобный «корч» хоть за какие-нибудь деньги, попробуй купить машину за 500 или за 1000. Проедь на ней хотя бы 1000 километров, а потом приходи, поговорим. Ты одень мои мокасины и пройди мой путь, путь «нищеброда» и тогда уже потом мы поговорим с тобой в равных категориях. Получается на словах ты такой вот чёткий деятель: по щелчку пальцев машины и работы меняешь, а ты на деле попробуй…





            Я задумался, и действительно это было очень правильное замечание с его стороны. Если про вариант с работой дома я говорил не в теории, то про вариант с машиной я не вправе кого-то в чем-то переубеждать, потому что все это лишь моя теория, которая в наших белорусских реалиях может и не работать. И вот в какой-то момент я решил, так сказать, выйти из зоны комфорта, хотелось доказать, что-то этому товарищу своему, себе, и заодно покататься на том, что в иных обстоятельствах никогда бы себе не купил.
            Итак, передвижения мои сократились, я продал свою машину, и искал на тот момент что-то недорогое. Думал об электромобиле - это было бы идеально. Режим движения с моими маленькими пробегами всегда на холодном двигателе, который попросту не успевает за три-пять километров набирать рабочую температуру, для ДВС такой режим, жесткий, можно сказать на «убой». А вот электромобилю не страшны холодные пробеги, как владелец электроскутера я знаю о чем говорю. С тех пор как я стал владельцем электроскутера, философия электротранспорта мне очень понравилась: включил- поехал, приехал – выключил, по мере необходимости зарядил. Но покупать электромобиль за 10 000 долларов для того чтобы ездить на нем по десять минут в день - это дорого и не рационально, поэтому я продолжил поиски традиционного для нашей местности автомобиля с ДВС.






            Марка и модель автомобиля, который я искал значения не имели, всё равно какую, только бы с минимальным пробегом и в хорошем состоянии, но, к сожалению, задача эта оказалась сложной. Ездить то по делам на чем-то надо, на мопеде не везде доедешь, не всегда удобно, поэтому параллельно основным поискам, я подогретый статьями про форд за 200 долларов, искал что-то до 500 долларов. Хотел купить машину, покататься на ней лето, если получится доказать что-то этой своей покупкой всем этим людям, которые не верят, что жизнь можно менять из любой её точки бытия. Менять можно, только для этого нужно каждый день что-то делать в этом направлении хотя один шаг, а не искать себе оправдание или повод, чтобы не делать эти шаги.





            Что делать с машиной за 500 долларов дальше, после того как она мне будет не нужна, я не особо и не думал, покупал её себе как игрушку. С машиной по цене не самого дорогого мобильника или велосипеда дальше можно ничего и не делать, её можно отдать кому-то, продать следующему автолюбителю, сделать из нее артобъект или даже просто сдать в металлолом. В тот период я купил себе Daewoo Nexia за триста долларов, я писал о ней на писательском конкурсе: https://www.abw.by/novosti/used_cars/202059. Удивительно, но после покупки Nexia с течением времени я заметил, что перестал искать машину за 3000 долларов, которую искал изначально, эти поиски как бы сами собой отпали. Дороги у нас в регионе не улучшались, не было переживаний из-за вновь появившихся царапин, когда проваливаешься в жижу по порог, поэтому объявления я просматривал всё реже, а вот ездить и смотреть машины перестал совсем. Nexia ездила и полностью решала мои транспортные задачи и даже больше. Я проездил на ней 3 года, я гонял на ней как на картинге, на ней научились управлять автомобилем и отточили свое водительское мастерство несколько человек. И при всем этом, за все это время она особенно не докучала поломками.
            Изначально я купил ее с порванным пыльником шруса: заменил его целиком с приводным валом, стартер тоже был неисправен при покупке, заменил и его. При мне случилось лишь две поломки, согласитесь, что это совсем немного для старого автомобиля в режиме жесткой эксплуатации. Первая, произошла, когда я заправился в Украине плохим топливом и после этого поменял 4 форсунки. Вторая, пришлось заменить генератор, который перестал давать нужное для зарядки АКБ напряжение. Все запчасти я покупал на разборке и стоили они недорого. Все три года я ездил и ждал какую-нибудь серьезную поломку, требующую дорогостоящего ремонта, чтобы наконец таким образом избавиться от Nexia. Ремонтировать я её не собирался, а машина уже порядком поднадоела, хотелось другую «гонку», другого опыта, ощущений и эмоций. Но машина год за годом продолжала ездить, и, если честно, дальше я продолжал не ней ездить больше из любопытства, меня не покидал вопрос: «Как долго она продержится?» И она держалась, автомобиль оказался невероятной живучести. За три года со мной Nexia проехала всего 25 000 км, но зато какие это были километры: режим был запредельный, часто либо в красной зоне тахометра, либо с неопытным водителем за рулём, который постигал на моей Nexia азы вождения.



            Я ждал, и вот в один из дней я дождался, на гравейном перекате Nexia, хрустнула и поломалась. Поломалась буквально - пополам. В машине в районе задней балки лопнул кузов, разорвало порог и пол под задним сидением, появилась складка на крыше, натянулся трос ручного тормоза, заблокировалось заднее колесо, машина остановилась. Я разблокировал колесо и вернулся домой, благо это было рядом. Знакомые кузовщики посмотрели машину и сказали, что трещина не критичная, можно усилить место разрыва, вварить балку на место и «валить» как раньше. На дорогах половина таких ввариных ездит, говорили они. Но я решил что с неё хватит, тем более я так долго ждал этого момента. Nexia оставила впечатления надежного, неприхотливого автомобиля, и я не хотел портить эти впечатления. Поэтому не мучая сварочным аппаратом ни себя, ни её, я дал ей «уйти». Не знаю, как долго бы она прожила, если бы я не гонял на ней по гравейным трекам, но три года с изначально слабым кузовом, при том что часть километров она проехала в учебном режиме с неопытными водителями, впечатляют!
            Я приступил к утилизации «гонки». Поддомкрачивая и осматривая кузов, я вдруг понял, почему у нее был такой ошаламительный «зацеп», почему она стояла на дороге как влитая, особенно на гравии. Жесткость кузова здесь изначально не высока, но со временем каркас настолько был ослаблен коррозией, что моя Nexia буквально «работала» кузовом как независимой или даже активной подвеской. Она как «лизун» огибала собой рельеф любой дороги. Вывесить в воздух или хотя бы приподнять заднее колесо было невозможно ни на крутом гравейном склоне, ни на лосином тесте.
            Продать старый ржавый автомобиль сложно, говорил мне мой тот товарищ, который меня отправил в путь «нищеброда» и я это тоже понимал не меньше его. Поэтому как естествоиспытатель решил проверить другую теорию белорусского автобизнеса. Я часто слышу, что, продавая автомобиль по запчастям, можно выручить больше денег, чем продавая его целиком. Что ж проверим. На момент, когда я начал разбирать машину, за самый дорогой автомобиль Nexia в трехдверном кузове 2000-х годов выпуска, просили 650 долларов.






            Для начала я хотел попробовать продать машину на разборку целиком, но таким образом Nexia «провисела» в объявлениях месяц. Мне предлагали за неё именно как за запчасти не больше 200 долларов. Было пару парней, которые давали больше, но давали они эти деньги за автомобиль на учете и без переоформления, понятно, что такой вариант меня не устраивал. На приемном пункте вторсырья, не разобранный автомобиль принимать в лом не хотели и максимум, что мне за него предлагали в таких пунктах приема - 100 руб. Тогда параллельно я разместил объявление о том, что продаются б.у. запчасти для Daewoo Nexia и вот тогда дело пошло. Первым приехал парень и забрал замок зажигания и блок управления двигателем. После этого автомобиль стал обездвиженным, и я разобрал его полностью: кузов распилил и вывез туда куда его оправляли все злопыхатили, которые ждали, что моя Nexia со дня надень развалится - в Гатово. Кузов без подвески и двигателя, оказался легким, его вес составил триста с чем-то килограмм и мне выплатили за него 111 рублей.





            Очень быстро ушли бак, радиатор, крылья, колеса, передние сидения, вся передняя подвеска, наполнение дверей (подъемники, ручки внутренние и наружные). По электрике в течение нескольких дней забрали стартер, генератор, топливный насос, разные датчики и реле, забрали «стрекозу» и части каких-то кусков жгутов с проводами. Жаль, что кузов был трехдверный, таких машин мало и не всё от них подходит на пятидверные Nexia. До сих пор лежит одна фара с поворотником, бамперы, задние фонари, капот, крышка багажника. Также до сих пор остаются невостребаваными КПП, рулевая рейка и много всякой мелочи. После двух месяцев продаж моё объявление примелькалось и спрос поутих, тогда в новом объявлении я написал, что мелкие запчасти отправлю почтой, а крупные передам со службой доставки и дело пошло с новой силой.
            По двигателю звонили часто и предлагали 200-300 рублей за столбик, но я решил и двигатель тоже разобрать, и распродать его по запчастям. Во-первых, опять же говорят, что так можно больше выручить, а значит нужно это проверить. Во-вторых, мне хотелось увидеть, что произошло внутри этого мотора за пробег 280 000 километров (если пробег, конечно был оригинальным). К слову, мотор до последнего километра масло не брал. Я разобрал его и то, что я увидел впечатляет! Я часто «крутил» этот двигатель в отсечку, я никогда не прогревал его, даже в самый лютый мороз, я очищал лобовое стекло от снега и льда и сразу же начинал движение. 60-70% процентов своего времени мотор проезжал на холодную не более 5-ти км в день. Он не прогревался толком за эти короткие поездки. Обычно за две-три минуты я выезжал из своего поля на главную дорогу и сразу, не стесняясь продавливал педальку газа в пол. И при этом разобрав мотор видимых повреждений внутри двигателя я не увидел. Внутри он был чистый, даже красивый, можно сказать и нагара-то не было особенно, так, только светло-прозрачный налёт. Износ несомненно, был и это подтвердили бы замеры, но я их не делал, а визуально - ни царапин, ни задиров, ни следов повреждения. Стоит сказать, что хоть я и заливал недорогое масло, но всегда лил полусинтетику, на зиму синтетику. Так как режим был жесткий масло согласно инструкции я менял раз в полгода.



            Кстати интересно, что за три года с такими короткими поездками, аккумулятор работал хорошо и потребовал дозарядки лишь один раз, в день, когда из строя вышел генератор. Также интересно то, что аккумулятор тоже продался. Аккумуляторной батарее на момент продажи было 6 лет. Приехал дедушка с приборами, замерил плотность, подключил нагрузочную вилку, результаты его устроили и он забрал батарею.
            Но вернемся к мотору. Нижнюю часть двигателя с коленвалом и поршневой забрали за 250 рублей, распредвал с постелью за 100. Коллектора, приемная труба глушителя, форсунки, клапанная крышка, поддон, гидрокомпенсаторы, патрубки, крышка ремня ГРМ, кронштейны, «подушки», опора двигателя, все это тоже «ушло» в основном почтой и принесло еще почти 150 рублей. Дольше всего от двигателя пролежала «голова», без распредвала она мало кому интересна, но в итоге за 60 рублей продалась и она.
            Прошло уже полгода, но машина до сих пор стабильно приносит 50-100 рублей в месяц. Отдавая запчасть, я карандашом на стойке стеллажа пишу сколько денег набежало за мою «гонку». И на данный момент за полгода, Nexia приближается к рубежу две тысячи. Поэтому версия, что по запчастям продавать автомобиль получается выгоднее подтверждается, денег получилось больше, чем за самую дорогую подобную Nexia на рынке на тот момент. Отвечая на изначально поставленный вопрос: можно ли купить автомобиль за недорого и ездить нём? Да, можно. Теперь я могу говорить об этом с уверенностью, основываясь на своем практическом опыте.
            На сегодняшний день еще пару полок стеллажа заняты деталями от Nexia. Детали лежат на стеллаже: КПП, рулевая рейка под стеллажом, капот и крышка багажника стоят у стены и совсем не мешают. Продавать запчасти оказалось занятием несложным и даже интересным. Иногда, общаешься с интересными людьми, пытаешься им чем-то помочь. Часто покупают запчасти не для Nexia, а для другой машины или механизма. Кто-то просит померить расстояние крепления сидения, планирует поставить их в другую машину. Кто-то узнает диаметр фланца и длину шланга от горловины до бензобака, приезжает и забирает его для какой-то КИА. Две передние ступицы купили для какого-то подъемного механизма. Передние стойки купили для багги. Передние суппорта купили для другой Nexia, чтобы установить их на заднюю ось. Nexia шли с барабанными задними тормозами, человек решил сделать дисковые на задней оси.






            В общем, всё в этом деле просто и понятно. Знай себе время от времени обновляй объявления, отвечай на звонки, пакуй запчасти, пиши адрес и неси на почту. Всё.
            Конечно же, вся эта история смешна на фоне того, что в это же время некоторые автомобили (Tesla) буквально бороздят простоты вселенной. Вся эта разборка и труд не дают какого-то существенно дохода, много на этом не заработаешь. Для меня это скорее развлечение и хобби, благодаря Nexia я не скучно провёл пару недель в гараже. Для кого-то, как и для меня в том числе подобная утилизация автомобиля была бы неплохим способом избавиться от «ломья». При желании сделать это можно относительно быстро: за месяц, два можно продать основные ходовые запчасти, вернуть себе часть денег от автомобиля, а остальное просто вывезти в металлом. Для кого-то это может стать 13-ой зарплатой или премией за неурочный труд в тяжелые в финансовом плане времена. Но стоит сказать, что дело это грязное, и через какое-то время малоинтересное, хотя, повторюсь, изначально было очень интересно разбирать машину. Также сын с дочкой увидели из чего состоит автомобиль, что в нём залито и для чего все эти жидкости залиты в разные механизмы, как они работают там, что делают. После того как мы разобрали автомобиль, сыну захотелось сделать машину самому. Теперь, используя запчасти, в том числе от Nexia, мы сконструировали и изготовили раму, подвеску, думаем сейчас над приводом и мотором, возможно, это будет электрический автомобиль с полным приводом, пока не решили. Жаль только Илон Макс своим Cybertruck обесценил дизайн нашего автомобиля. У нас получалось что-то подобное и все бы думали, что мы у него скопировали идею брутального автомобиля, поэтому придумаем что-то другое.
            Также стоит сказать, что разборка своего авто эффективно будет работать у жителя частного дома. Квартирному жителю в городе провернуть такую операцию будет сложнее, даже при наличии гаража, всё усложняется в несколько раз. Первая проблема, это то, что разобранная машина сначала занимает много места, гаражом в этом период вы пользоваться не сможете, он будет служить только для разбора авто. Если повезет, то пройдет месяц-два пока машина не «усохнет» до размеров стеллажа. Вторая проблема, заключается в мобильности. Клиенту часто нужно здесь и сейчас, клиент просит показать деталь, то есть сфотографировать её и выслать фото. Заметил, что если меня нет дома, чаще всего такой клиент пропадает. Пока я вернусь домой через два-три часа и сфотографирую запчасти, то чаще всего человек отвечает, что нашел деталь в другом месте. Конкуренция здесь высока и интуиция ваша тоже должна быть на высоте. Говоришь по телефону верхнюю цену рынка за хорошую запчасть, деталь продается долго, говоришь ниже рыночной стоимости, человек сомневается, думает, что запчасть не идеальна и поэтому так недорого стоит и тоже чаще всего её не покупает. Занимаясь этим нужно запастись терпением. Иногда звонят каждый день, иногда звонков нет неделю, две. Также часто надоедают, спрашивая одни и те же ходовые запчасти, которые ушли от меня в первую же неделю. Но в итоге со временем звонков становится меньше, а дальше уже как бонус от проделанной работы каждый месяц неизменно приходят какие-то деньги вот уже полгода, после того как Nexia не стало.
            Нужно понимать ещё один важный момент, что эта схема разборки с продажей годных деталей, скорее всего работает не со всеми автомобилями, важна ликвидность запчастей на рынке. Многое зависит от марки и модели, но в любом случае, даже мой не самый ликвидный автомобиль вернул проданными запчастями больше чем он стоил целиком.
            Я понимаю, что всё это о чём я рассказал, печально. Разобрал я эту машину, как и написал эту статью, в доказательство товарищу, больше от скуки и на потеху комментаторам, чем с какой-то другой целью. Ну и как побочный эффект, мы с сыном для общего развития поковырялись в «железе», вместо песочницы или лего, тоже неплохое развлечение и хоть какое-никакое разнообразие. А печально в этом то, что в то время, когда мои знакомы из Европы, в частности, из той же Польши, страдают от того, что их рынок перенасыщен предложениями. Буквально, есть предложения купить за несколько сотен долларов неплохой, исправный автомобиль. Теща знакомого долгое время не может продать Опель Корса с пробегом меньше 100000 км, без намека на ржавчину за 500 долларов. В тоже время они могут себе позволить, используя разного рода финансовые программы, покупать новые автомобили. Они уже могут позволить себе не думать о машинах, как о чём-то большем, чем как о транспорте, могут позволить не возводить их куда-то выше техники, не одухотворять их, не подчеркивать ими свой уровень, не дрожать над ними за каждую царапину или скол. Люди среднего достатка обсуждают в основном последние автомобильные новинки. Делятся впечатлениями от электрокаров и автопутешествий. Ходят на тесты, выбирают себе новый автомобиль, выбирают аксессуары для него. Покупая новую машину, оборудуют её газовой установкой, для того чтобы в путешествии больше тратить денег на отдых, а не на топливо.
            Я же в это время рассказываю здесь про ржавую «жесть». И я бы очень хотел добавить ярких красок в этот рассказ, и хотел бы обсуждать свои поездки и впечатления, со своими товарищами здесь, у нас стране, слушать об их приключениях, но… Как говориться, среда обитания определяет. Даже здесь на abw.by иногда очень классная, атмосферная статья об путешествии редко собирает 10000 – 15000 просмотров, бывает порой и до 5000 не доходит: https://www.abw.by/novosti/autotravel/211031. А статья про какой-нибудь уставший Renault или Volkswagen, который несколько лет подряд, ржавея и ломаясь, держит семью хозяина машины «заложником», лишая их путешествий и отдыха, такая статья с самого утра поднимается в топ.
            Так и в повседневной жизни, мои знакомые, жители сёл и малозаселённых районов, в основной своей массе даже не понимают и не представляют жизнь как-то иначе кроме «как получается». Некоторые из них и за границей то ни разу не были, даже в России или в Украине. Поэтому сколько бы я ни пытался заговорить о новой машине, вышедшей на рынок в Европе, в Америке или Азии, сколько бы я ни пытался развить тему об новых технологиях (водород, электро), об путешествиях, об Скандинавии или Африке, наш автомобильный разговор непременно скатится к нашим дорогам, дорожным пошлинам, Вестам, Логанам, фильтрам, ценам на топливо, поддельным маслам, запчастям и к прочей нашей автомобильной действительности.



            Вот и сегодня я говорю со знакомым, который так и не решился за три года поменять свою работу, не решился поменять свою Omega на что-то другое. Говорим мы с ним о том, за сколько можно распродать «сгнившую» Nexia, а соседи, проходящие мимо, еще и восхищаются моей идеей – разобрать и распродать автомобиль по запчастям. Потому что почти у каждого в огороде стоит автомобиль из «той ещё жизни», купленный в 2011, 2014 годах или раньше. Выезжает этот автомобиль всё реже и продать его всё сложнее, машина гниет и что с ней делать дальше не понятно.
            - Вот как бы и мне так за «болгарку» взяться… – Завистливо говорят проходящие мимо соседи.
            Nexia больше нет, надеюсь её переплавленный металл пойдет на пользу отечественной промышленности, а мне снова нужно озадачиться поиском нового для себя транспорта.
             Всем Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.